Аутсорсинг

Аутсорсинг - метод совершенствования бизнес-процессов и услуг путем избавления от непрофильных видов деятельности.

Общие положения

Начало активного применения аутсорсинга – 90-е годы прошлого столетия. Дословно понятие «outsourcing» означает использование внешних источников (ресурсов). На аутсорсинг можно отдать любые обеспечивающие процессы. Наиболее близкий русский аналог термина «аутсорсинг» - субподряд.

Принцип аутсорсинга: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других».

Виды аутсорсинга:

  • аутсорсинг в сфере информационных технологий (IT-аутсорсинг);
  • аутсорсинг бизнес-процессов (кадровый, бухгалтерский, юридический, консалтинговый, аудиторский, рекламный и др.);
  • производственный или промышленный аутсорсинг.

Классификация аутсорсинга:

  • профессиональный - нет нужных специалистов или потребность в каких-либо услугах возникает время от времени;
  • технологический - аутсорсер располагает необходимыми мощностями;
  •  географический - в некоторых регионах работа может стоить дешевле.

Критерии эффективности аутсорсинга для промышленных предприятий: наличие конкурентной среды, дефицит ресурсов, обеспечение снижения затрат, повышение производительности труда, а также наличие партнерских отношений с аутсорсером, обеспечение требуемого уровня качества и ритмичности поставок.

Достоинства – обеспечивает конкурентные преимущества за счет сокращения издержек на ведение непрофильных процессов, повышения качества профильных процессов, руководство предприятия и высший менеджмент при этом сосредоточены на задачах, связанных с освоением новых рынков, развитием предприятия и не отвлекаются на второстепенные проблемы.

Недостатки – опасность передачи важных функций в чужие руки, угроза отрыва менеджеров от бизнес-практики, обучение чужих специалистов вместо своих, риск утечки важной информации.

Ожидаемый результат – сокращение издержек предприятия и повышение качества продукции и услуг.

Промышленный аутсорсинг – выполнение работ по выполнению производственных функций (ведение технологического процесса, эксплуатационно-ремонтное обслуживание оборудования и т.д.) на долгосрочной договорной основе (более года). Эта разновидность аутсорсинга наиболее широкое применение получила на крупных промышленных предприятиях, особенно нефтегазодобывающих.

Методология промышленного аутсорсинга

Аутсорсинг – организационное решение, направленное на снижение себестоимости производимой продукции или оказания услуг при одновременном повышении их качества за счет концентрации усилий на основном бизнесе, путем передачи выполнения некоторых функций предприятия (непрофильных или малоэффективных для него) внешнему подрядчику (аутсорсеру), способному обеспечить их реализацию на более высоком и качественном уровне.

 Стандартная схема построения промышленного аутсорсинга:

  •  руководство предприятия решило вывести какую-либо производственную службу на аутсорсинг;
  •  на тендерной основе заключается договор на аутсорсинг;
  • персонал производственной службы увольняется переводом к аутсорсеру;
  • требуемые производственные функции осуществляются по договору с аутсорсером.

Одним из ключевых вопросов для руководителя структурного подразделения, часть функций которого передана на аутсорсинг, является определение бюджета, необходимого для обслуживания подведомственного ему оборудования, переданного на аутсорсинг и организация ремонтно-эксплуатационного обслуживания в соответствии с требованием нормативных документов.

Бюджет должен быть рассчитан оперативно и с заданной точностью в рублях по статье «услуги сторонних организаций», при этом для расчета бюджета необходим достоверный график обслуживания оборудования (ППР или его аналоги), для чего требуется получать информацию о текущем состоянии оборудования с необходимой для этого периодичностью

На большинстве крупных предприятий сейчас уже установлены ERP и EAM системы, в которых заложена такая возможность, но она, как правило, не реализована. Для создания полнофункциональной системы нужны дополнительные ресурсы собственника, как лица, определяющего техническую политику предприятия.

Заключение

Минимальный функционал, обеспечивающий взаимовыгодные отношения между предприятием и аутсерсером, должен обеспечивать:

1. Многопользовательский продукт, в котором могут одновременно работать и аутсорсер и предприятие.

2. Пополняемую и постоянно обновляемую базу обслуживаемого оборудования, сгруппированную по цехам, отделениям, технологическим процессам, установкам и т.д., которая содержит:

  • вложенные алгоритмы по планированию на данном оборудовании ремонтов и обслуживаний, позволяющие спланировать ремонты на любой период;
  • базу нормативных документов, на основании которых производится регламентное обслуживание, с указанием расходных материалов, норм их списания, номенклатуры и обновляемой стоимости, норм трудоемкости, технологической последовательности операций, а также условий безопасной работы;
  • вложенную методику ценообразования, с помощью которой можно посчитать планы на любой период:
  • все необходимые интерфейсы импорта и экспорта.

 Как правило, это должен быть корпоративный продукты, разработанные собственными силами, либо являющиеся приобретенными и адаптированными к требованиям предприятия.












Последнее обновление: 28 мая 2015 г., 12:38

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International