С чего начать внедрение системы непрерывных улучшений в компании?

23 января 2024 г., вторник

Повышение операционной эффективности – приоритетная задача участников национального проекта «Производительность труда». Один из способов ее решения – это внедрение системы непрерывных улучшений (СНУ).

В той или иной степени элементы данной системы внедрялись на таких предприятиях, как Группа «ГАЗ», РУСАЛ, ЕвроХим, ОАО «КУМЗ», ОАО «Соллерс», «Камаз», ПАО «Газпромнефть», «СберБанк» и т.д

Непрерывные улучшения характеризуются тем, что совершенствование компании происходит маленькими шагами на постоянной основе. В отличие от реинжиниринга характер изменений не радикальный, а постепенный, который базируется на предложениях от сотрудников.

Улучшения могут быть, на первый взгляд, незначительными, но в совокупности они приводят к повышению эффективности деятельности предприятия.

Важно понимать, что развертывание системы непрерывных улучшений – проект масштабный и долгосрочный. Необходимо, чтобы он осуществлялся в трех направлениях – взаимосвязанных элементах модели операционной эффективности – процессы, система, культура.

Опыт внедрения системы СНУ позволяет выделить ряд условий, которые необходимо создать для проведения работ по преобразованиям.

Наши эксперты выделили наиболее важные из них, о которых расскажем подробнее:

  1. Фокусировка на «болевых точках»

Практика показывает, что процесс преобразований в компании начинается с подразделения, которое является «узким местом» в деятельности организации.  Такой подход является наиболее эффективным, так как результаты изменений становятся ярко выраженными и наглядными для сотрудников организации. Понимание ценности изменений проникает в коллектив компании.

2. Активная позиция «навигатора изменений»

На старте преобразований важную роль играют лидеры или «навигаторы изменений». В большинстве случаев «навигаторов» удается найти среди сотрудников компании. Но нередки ситуации, когда их приходится искать на стороне. Очень важно понимать, что людей, способных и готовых на решительные действия, найти не так просто. Часто можно наблюдать картину, когда руководители компаний, которым не удавалось начать или развернуть работу по преобразованиям, жаловались на недостаток нужных людей.

3. Знания об инструментах повышения операционной эффективности

На начальном этапе изменений «навигатор» зачастую находится на минимальном уровне знаний об инструментах СНУ. Но в процессе работы над проектом он постепенно дополняет свой «багаж знаний».

Система непрерывных улучшений формируется в  рамках комплексной программы, которая включает в себя ряд проектов.

Мы рекомендуем начинать изменения с обучений ТОП-менеджеров трансформационному лидерству и подготовки экспертов по улучшениям на местах — «Навигаторов».

Также изменения можно начать с реализации улучшений на пилотном участке для того, чтобы получить первый эффект и запустить колесо непрерывных улучшений.

Зачастую в организациях используется система наставничества, когда обладающие знаниями эксперты делятся ими со своими коллегами.

4. Помощь сторонних экспертов

Часто бывает так, что ресурсов внутренних лидеров недостаточно, и компания нуждается в помощи со стороны. Необходимо, чтобы кто-то извне дал «толчок» и задал вектор движения предстоящим преобразованиям. На данном этапе могут помочь сторонние консультанты. Однако необходимо понимать, что следует избегать специалистов, чьи знания ограничиваются лишь теоретической базой. А также не стоит доверять экспертам, которые дают ценные советы, но, в целом, не заинтересованы в тесном и долгосрочном сотрудничестве с компанией по достижению реальных результатов.

5. Поддержка со стороны руководства компании

Одно из самых важных условий успешных преобразований – незамедлительная и регулярная обратная связь от лидеров изменений. Руководству важно увидеть положительные тенденции в «потоке» и понять, что компания начинает меняться в лучшую сторону.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International