Малые предприятия часто сталкиваются с ограниченными ресурсами и возможностями, что заставляет их владельцев выполнять множество оперативных задач самостоятельно. В таких условиях разработка стратегии развития предприятия часто отходит на второй план. Однако, для успешного роста и развития бизнеса критически важно применять эффективные инструменты стратегического планирования, в том числе в рамках реализации мероприятий национального проекта "Производительность труда".
Одними из эффективных инструментов стратегического планирования для малого бизнеса являются модель Остервальдера и Дерево целей.
Модель Остервальдера представляет собой методологию описания бизнес-процессов, основанную на анализе девяти ключевых направлений бизнеса:
1. Сегменты клиентов
2. Ключевые партнеры
3. Ключевые действия
4. Ключевые ресурсы
5. Ценностное предложение
6. Взаимодействие с клиентами
7. Каналы продажи
8. Структура издержек
9. Потоки доходов
Для стартапов и малого бизнеса эта модель особенно полезна, так как она строится на основе исследований рынка, целевой аудитории, конкурентов и имеющихся активов. Это позволяет ответить на критически важные вопросы: какие продукты и услуги развивать, какие ресурсы для этого необходимы, через какие каналы и кому реализовывать продукцию.
После определения направлений развития малого предприятия важно оцифровать стратегические цели по каждому направлению (продукту). Для выполнения этой задачи рекомендуется использовать Дерево целей. Этот инструмент помогает бизнесу:
- Найти наиболее короткий маршрут достижения сложных результатов, имеющих стратегическое значение.
- Соединить весь комплекс возможных целей компании в рамках наглядной и понятной системы.
Таким образом, использование модели Остервальдера и Дерева целей позволяет малым предприятиям эффективно планировать и реализовывать свою стратегию развития, что в конечном итоге способствует их устойчивому росту и успеху на рынке.